Матрица принятия решений

Рассмотрите и взвесьте разные варианты выполнения задач, принимая во внимание риски, преимущества и камни преткновения. Используйте эту матрицу, и умные решения не заставят себя ждать!

Использовать шаблон
Шаблон матрицы принятия решений

О нашем шаблоне матрицы принятия решений

Принимать решения в бизнесе бывает крайне сложно, даже если выбор стоит всего перед двумя вариантами. Ну а если возможных путей не два, а множество, и их оценка усложняется целым рядом факторов, то принятие всего одного решения может запросто обернуться долгим изнурительным процессом.

Как же принимать обоснованные, эффективные решения, не выматывая себе все нервы? Очень просто: с помощью специальной матрицы.

​ ​

Что такое матрица принятия решений?

Как следует из названия, матрица принятия решений — это наглядная схема, которая помогает рационально выбирать решения. На такой матрице можно записать все возможные пути к цели, задать количественные значения факторам оценки и в итоге подсчитать общий балл по каждому варианту.

В теории очень просто (и на практике тоже), но это еще не повод сбрасывать матрицу решений со счетов. Прежде всего, такие схемы позволяют оценить доступные варианты под разными углами. Вместо того чтобы полагаться на чутье (то есть субъективную оценку ситуации), вы можете систематически и логически рассмотреть наиболее важные факторы, которые влияют на решение.

В конце процесса каждый вариант получит отметку «пойдет» или «не пойдет». Эти ярлыки, пусть и не истина в последней инстанции, послужат отличным ресурсом для оценки вариантов и расстановки приоритетов и в конечном итоге позволят вам прийти к одному решению.

​ ​

В каких случаях применять матрицу и какие преимущества она дает?

Матрица принятия решений лучше всего подходит для оценки нескольких вариантов, каждому из которых сопутствуют факторы, которые можно измерить количественно. Поэтому если решение является делом вкуса («какой вариант больше нравится?»), лучше обойтись без матрицы.

Несмотря на название, матрицы принятия решений используются и в других целях. Например, иногда решения приходится обосновывать постфактум, когда они уже приняты. Поскольку матрица позволяет взвесить каждый вариант, с ее помощью также можно оценить (и аргументировать) уже принятые решения.

За преимуществами матрицы принятия решений далеко ходить не надо: она предлагает простой наглядный способ взвесить все «за» и «против» в отношении разных вариантов действий. Перебирать и сравнивать всю эту информацию в голове довольно сложно, зато матрица дает вам готовую структуру для систематичного рассмотрения каждого фактора.

Как пользоваться матрицей принятия решений?

Главное, что нужно знать о матрицах принятия решений, — это то, что они по плечу каждому. (А если вы пользуетесь шаблоном, то дело пойдет еще быстрее!) Матрицу принятия решений можно создать в несколько простых шагов:

  1. Нарисуйте сетку.
  2. Сформулируйте задачу на повестке дня. Какую проблему нужно решить? Чего вы хотите добиться?
  3. Перечислите возможные решения. Какими путями можно пойти для выполнения задачи? Запишите все варианты в верхней части сетки.
  4. Обозначьте препятствия. Рассмотрите каждый вариант. Что будет тормозить работу, если пойти по этому пути? Запишите препятствия по каждому варианту.
  5. Рассмотрите ценность каждого варианта. Почему его стоит выбрать? Что он дает? Перечислите преимущества каждого варианта.
  6. Оцените риски. Какие риски могут встретиться на пути к решению? Запишите риски по каждому варианту.
  7. Проанализируйте общую картину. Рассмотрите препятствия, преимущества и риски, которыми сопровождается каждый вариант. Опираясь на эту информацию, выдайте каждому варианту пометку «пойдет» или «не пойдет».
  8. Выберите оптимальный вариант. Рассмотрите решения с пометкой «пойдет» — это ваши лучшие варианты. Выберите один из них и примените его для решения задачи.

Хотите пропустить подготовительную часть и быстрее взяться за дело? Попробуйте бесплатный шаблон матрицы принятия решений от Lucidspark!

Мегха Миттал logo

Мегха Миттал

Специалист по технологиям

Мегха Миттал — руководитель отдела интеграции, а также специалист по технологиям в PepsiCo. Мегха занимается реализацией бизнес-стратегий, опираясь на опыт и познания в сфере технологических решений, Scrum-методологии, дизайна сайтов и кросс-функциональной работы. Подробную информацию о ней можно найти здесь.

Похожие шаблоны

Паутина

Go to Паутина template page

Более удачный вопрос

Go to Более удачный вопрос template page

Вспомнить будущее

Go to Вспомнить будущее template page

Разминка «Карта мира»

Go to Разминка «Карта мира» template page

Приступим!

  • Ценообразование
  • Индивидуальный
  • команда
  • корпоративный
  • Связаться с отделом продаж
КонфиденциальностьЮриспруденцияКуки-файлы

© 2022 Lucid Software Inc.

PINGDOM_CANARY_STRING

Decision making matrix

Identify and evaluate ways to accomplish a task by assessing blockers, value, and risk. Make smart choices with the Decision Making Matrix.

Use this template
Decision making matrix template

About our decision making matrix template

Business decisions can be tough, even if it’s just a binary decision. When there are a variety of options and a whole slew of assessment factors, one decision can quickly grow into a time-consuming, exhausting process.

So how can you avoid decision fatigue while still making informed, effective decisions? Enter a decision making matrix.

What is a decision making matrix?

A decision making matrix is, as the name suggests, a visual aid for making decisions. It’s a chart that helps you plot out each option, assign quantitative values to assessment factors, and finally, generate an overall score for each option.

It sounds simple—and it is—but don’t let that fool you. Decision making matrices can help you evaluate your options from a number of angles. Rather than relying on subjective factors—or your “gut”—you can look systematically and logically at the most important factors in the decision making process.

At the end of the process, you’ll have labeled each option either “go” or “no go.” While these labels aren’t necessarily perfect, they’re a great resource as you rank and prioritize your options and, eventually, make a decision.

When to use and what benefits you’ll gain

A decision making matrix will serve you best when you have to evaluate a number of options, each of which has concrete, quantifiable factors that you can evaluate. So if your decision is a matter of taste—which do you like better—skip the matrix.

Despite the name, decision making matrices aren’t only used for making decisions. Sometimes we make decisions and then, after the fact, we have to justify them. Because a decision making matrix helps you assess the value of each option, they can help you evaluate (and support) decisions you’ve already made.

The benefits of a decision making matrix are pretty straightforward: This visual is an easy way to assess the various benefits and drawbacks of a variety of options. Juggling and comparing all of that info can be a difficult task—a matrix gives you the framework you need to systematically consider each factor.

How to use a decision making matrix

If there’s one thing you should know about decision making matrices, it’s that anyone can use them. (And the process gets even easier when you use a decision making matrix template!) To create a decision making matrix, follow these simple steps:

  1. Draw a grid.
  2. Identify the task at hand. What are you trying to decide/accomplish?
  3. Identify your options. What routes can you take to accomplish your task? List them across the top of your grid.
  4. Identify blockers. Consider each option. What might hold you back or slow you down if you take that route? List these under each option.
  5. Identify the value of each option. Why go with this option? What does it bring to the table? List these under each option.
  6. Assess risks. What risks might each route pose? List these under each option.
  7. Review. Look back at the blockers, value, and risks you identified for each option. Based on that information, label each one a “go” or “no go.”
  8. Select the best option. Consider each option labeled “go”—these are your best options. Choose one and move forward with it to accomplish your task.

Want to skip the setup and get straight into the decision making process? Try the free decision making matrix template from Lucidspark!

Megha Mittal Logo

Megha Mittal

Technology Enthusiast

Megha Mittal is an Integration Lead and Technology Enthusiast at PepsiCo. With experience in solutions, Scrum, website design, and Cross Functional domain expertise, Megha transforms business vision into reality. Learn more about Megha here.

Related templates

Agenda item design canvas

Agenda item design canvas

AgileWalls planning wall

AgileWalls planning wall

Sprint review team room

Sprint review team room

ROAM board

ROAM board
English
EnglishFrançaisDeutsch日本語PortuguêsEspañolNederlandsPусскийItaliano
PrivacyLegal
© 2021 Lucid Software Inc.